Поиск: Найти

Главная   Положения    Разместить анонс Символика года Разместить отчетКонтакты    Ссылки

 ВИЗБОР – всё за 80 лет!

  •  Биография – факты
  •  Творчество
  •  Визбор сейчас
  •  Хала-бала
  •  Копилка
  •  Розыск
  •  Неформат
  •  Пожелания и замечания
  •  Наши благодарности

  • Биография – факты => Автобиография

        

    Автобиография


        Я родился по недосмотру 20 июня 1934 года, в Москве, в родильном доме им. Крупской, что на Миуссах. Моя двадцатилетняя к тому времени матушка Мария Шевченко, привезенная в Москву из Краснодара молодым, вспыльчивым и ревнивым командиром, бывшим моряком, устремившимся в семнадцатом году из благообразной Литвы в Россию Юзефом Визборасом (в России непонятное для пролетариата "ас" было отброшено и отец мой стал просто Визбором) - так вот, отяжелев мною, направилась матушка как-то со мною внутри сделать аборт, чтобы избавить свою многочисленную родню - Шевченок, Проценко, Яценко от всяческих охов и ахов по поводу столь раннего материнства. Однако дело у нее это не прошло. В те времена - да простят мне читатели эти правдивые подробности, но для меня, как вы можете предположить, они были жизненно важны - в те времена необходимо было приносить с собой свой таз и простыню, чего матушка по молодости лет не знала. Так она и ушла ни с чем (то есть со мной). Вооружившись всем необходимым, она снова явилась, но в учреждении был не то выходной день не то переучет младенцев. Таким образом, различные бюрократические моменты, неукоснительное выполнение отдельными работниками приказов и наставлений сыграли решающую роль в моем появлении на свет. Впрочем, были и иные обстоятельства - отец получил назначение в Сталинобад, с ним отправилась туда и матушка. За два месяца до моего рождения отец получил пулю из "Маузера" в спину, в миллиметре от позвоночника. Мы вернулись в Москву, и вот тут-то я как раз и родился.

        Как ни странно, но я помню отца. Он был неплохим художником и писал маслом картины в консервативном реалистическом стиле. Он учил рисовать и меня. До сих пор в нашем старом и разваливающемся доме в Краснодаре висит на стене "ковер", картина, написанная отцом, в которой и я подмалевывал хвост собаки и травку. Впрочем, это я знаю только по рассказам. Первое воспоминание - солнце в комнате, портупея отца с наганом, лежащая на столе, крашеные доски чисто вымытого пола, с солнечным пятном на них, отец в белой майке стоит спиной ко мне и, оборотясь к матушке, располагавшейся в дверях, что-то говорит ей. Кажется, это был выходной день. (Понятия "воскресенье" в эти годы не существовало). Я помню, как арестовывали отца, помню и мамин крик. В 1958 году мой отец Визбор Иосиф Иванович был посмертно реабилитирован.

        После многих мытарств мама (образование - фельдшерица) взяла меня и мы отправились в Хабаровск на заработки. Я видел дальневосточные поезда, Байкал, лед и торосы на Амуре, розовые дымы над вокзалом, кинофильм "Лунный камень", барак, в котором мы жили с дверью, обитой войлоком, с длинным полутемным коридором и общей кухней с бесконечными керосинками. Потом мы, кажется так и не разбогатев, вернулись в Москву. Мы жили в небольшом двухэтажном доме в парке у академии им. Жуковского. В башнях этого петровского замка были установлены скорострельные зенитные пушки, охранявшие Центральный аэродром, и при каждом немецком налете на нас сыпался град осколков. Потом мы переехали на Сретенку в Панкратьевский переулок. Мама уже училась в медицинском институте, болела сыпным тифом и возвратным тифом, но осталась жива. Я ходил в школу то на улицу Мархлевского, то в Уланский переулок. Учились мы в третью смену, занятия начинались в семь вечера. На Сретенке кто-то по ночам наклеивал немецкие листовки. В кинотеатре "Уран" шел "Багдадский вор" и "Джорж из Динки-джаза" и два известнейших налетчика по кличке "Портной" и "Зять" фланировали со своими бандами по улице, лениво посматривая на единственного на Сретенку постового старшину по кличке "Трубка". Все были вооружены - кто гирькой на веревке, кто бритвой, кто ножом. Ухажер моей тетки, чудом вырвавшейся из блокадного Ленинграда, Юрик, штурман дальней авиации, привозил мне с фронта то германский парабеллум (обменян на билет в кинотеатр "Форум" на фильм "Серенада солнечной долины"), то эсэсовский тесак (отнят у меня в угольном подвале местным сретенским огольцом по кличке "Кыля"). В школе тоже были свои события - то подкладывались пистоны под четыре ножки учительского стола, то школьник Лева Уран из персов бросил из окна четвертого этажа парту на директора школы Малахова, но не попал.

        Отчим - рабфаковец, министерский служащий - бил меня то своей плотницкой рукой, то ломал об меня лыжи. Летом мы с матушкой ездили на станцию "Северянин", примерно в то место, где сейчас расположена станция техобслуживания ВАЗа, и собирали крапиву на суп и ромашку и полынь против клопов.

        Я стоял на Садовом кольце у больницы имени Склифасовского, когда через Москву гнали немцев в сорок третьем году. Я видел первые салюты - за Белгород и Орел. Ночью 8 мая все сретенские дворы высыпали на улицу. 9 мая на Красной площади меня едва не задавила толпа и спас меня сосед Витя, бросивший меня на крышу неизвестно чьей "Эмки".

        Вскоре мы переехали на Новопесчаную улицу, где стояли всего четыре дома, только что построенные пленными немцами. Иногда они звонили в квартиру и просили хлеб. По вечерам студент Донат выносил на улицу трофейную радиолу "Телефункен" и под эти чарующие звуки на асфальте производились танцы. Коля Малин, ученик нашего класса, впоследствии известный ватерполист и тренер, получил в подарок от отца-штурмана магнитофон американского производства и весь класс ходил смотреть на это чудо. В ресторане "Спорт" на Ленинградском шоссе "стучал" непревзойденный ударник всех времен Лаци Олах, подвергавшийся жестоким ударам со стороны молодежных газет. В доме мне жизни не было и я фактически только ночевал в своей квартире. Отчим, приобретший телевизор КВН, по вечерам садился так, что полностью закрывал своим затылком крошечный экран. Впрочем, матушка, уже к тому времени врач, нашла противоядие, как-то сказав ему, что телевизионные лучи с близкого расстояния пагубно действуют на мужские достоинства. Отчим стал отодвигаться от экрана, но это обстоятельство никак счастья в семье не прибавило.

        В те годы мне в руки впервые попалась гитара и нашлись дворовые учителя. Гитара общепринято считалась тогда символом мещанства. Один великий написал "гитара - инструмент парикмахеров", оскорбив сразу и замечательный инструмент и ни в чем не повинных тружеников расчески.

        В четырнадцать лет под влиянием "большой принципиальной любви" в пионерском лагере, где я работал помощником вожатого, я написал первое стихотворение, которое начиналось следующим четверостишием:

    Сегодня я тоскую по любимой,
    Я вспоминаю счастье прежних дней.
    Они как тучки пронеслися мимо,
    Но снова страсть горит в груди моей.

        Тетрадка с тайными виршами была обнаружена матушкой при генеральной уборке. Состоялось расследование насчет "прежних дней". На следующий день на своем столе я обнаружил "случайно" забытую матушкой брошюру "Что нужно знать о сифилисе". Все-таки матушка была прежде всего врачом.

        О себе я полагал, что стану либо футболистом, либо летчиком. Под футбол подводилась ежедневная тренировочная база в Таракановском парке. Под небо существовал 4-ый московский аэроклуб, куда я с девятого класса и повадился ходить. Дома мне никакой жизни не было и я мечтал только о том, что я окончу школу и уеду из Москвы в училище. Я даже знал в какое - в г. Борисоглебске. Два года я занимался в аэроклубе, летал на По-2 и чудесном по тем временам Як-18. Когда окончил учебу (в десятый, класс был переведен "условно" из-за диких прогулов и склонности к вольной жизни) и получил аттестат зрелости, вообще переехал жить на аэродром в Тайнинку. Но однажды туда приехала мама и сказала, что она развелась с отчимом. С невероятной печалью я расстался с перкалевыми крыльями своих самолетов и отправился в душную Москву поступать в институт, куда я совершенно не готовился. Три ВУЗа - МИМО, МГУ и МИГАИК - не сочли возможным видеть меня в своих рядах. В дни этих разочарований мне позвонил приятель из класса Володя Красновский и стал уговаривать поступать вместе с ним в пединститут. Мысль эта мне показалась смешной, но Володя по классной кличке Мэп (однажды на уроке он спутал английское слово "мэм" с "мэп") уговорил меня просто приехать и посмотреть это "офигительное" здание. Мы приехали на Пироговку и я действительно был очарован домом, колоннами, светом с высоченного стеклянного потолка. Мы заглянули в одну пустую и огромную аудиторию - там сидела за роялем худенькая черноволосая девушка и тихо играла джазовые вариации на тему "Лу-лу-бай". Это была Света Богдасарова, с которой я впоследствии написал много песен. Мы с Мэпом попериминались с ноги на ногу и я ему сказал: "Поступаем".

        Был 1951 год. Я неожиданно удачно поступил в институт и только много позже, лет через десять, я узнал, что мне тогда удалось это сделать только благодаря естественной отеческой доброте совершенно незнакомых мне людей. Потом были - институт-песни, походы-песни, армия на Севере, возвращение, дети, работа, поездки, горы, море и вообще - жизнь.

        Но обо всем этом - уже в песнях.

    Ю. Визбор. 
    1981 

     


     Краткая биохроника жизни Юрия Визбора

    1934
    20 июня родился Юрий Иосифович Визбор. Родители - литовец И.И.Визбор и украинка М.Г.Шевченко. Семья живет в Москве.
    1938
    Репрессирован и расстрелян отец.
    1941
    Семья переезжает на Сретенку - улицу в центре Москвы.
    1948
    Принят в члены ВЛКСМ. Пишет первые стихи.
    1951
    Окончил московскую среднюю школу № 659 и поступил в Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина. Сочинил первую песню "Чутко горы спят..." (Мадагаскар).
    1955
    Окончил МГПИ им. В.И.Ленина по специальности "Русский язык и литература". В августе-сентябре по распределению работал учителем средней школы на станции Кизема Печорской железной дороги Архангельской обл.; в октябре был призван в ряды Советской Армии.
    1957
    В октябре демобилизовался в звании старшего сержанта. Окончил службу радистом 1 класса, чемпионом военного округа по радиосвязи. Стихи и песни, посвященные службе в армии, публиковал в окружной военной газете.
    1958
    Поступил на работу в систему Государственного комитета по радиовещанию и телевидению при Совете Министров СССР. Был одним из инициаторов создания звуковой газеты "Говорит Комсомолия".
    Отец посмертно реабилитирован. Женитьба на А.Якушевой, рождение дочери Татьяны. Первые магнитофонные записи его домашних концертов. Песни Ю.Визбора приобретают популярность в среде московского студенчества.
    1951-1960
    За десятилетие написано около пятидесяти песен, среди которых "Если я заболею" (по стихам Я.Смелякова), "Шхельда", "Охотный ряд".
    1961
    Фильм "Выше неба" (реж. Б.Рыцарев, "Мосфильм"). Сценарий Ю.Визбора и С.Смирнова. Среди других написан "Домбайский вальс".
    1962
    Создание радиостанции "Юность", одним из инициаторов которого был Ю.Визбор. Начало концертной деятельности. Песни приобретают широкую известность. Песни "Вставайте, граф" и "Спокойно, дружище".
    1963
    Выступает одним из основателей журнала "Кругозор", в котором работает до 1970 г. В командировках по заданиям журнала объездил всю страну. Песни "Синий перекресток" и "Подмосковная зима".
    1964
    Создатель жанра песни-репортажа: в № 1 "Кругозора" публикуется первая песня-репортаж "На плато Расвумчорр". Песни "Ты у меня одна", "Рассказ технолога Петухова".
    1965
    Сочинил более двадцати песни, среди которых "Три минуты тишины", "Такси", "Серега Санин".
    1966
    Выходит сборник рассказов "Ноль эмоций". Снимается в фильме "Июльский дождь" (реж. М.Хуциев) в роли Алика; песня в авторском исполнении. Репортажи Ю.Визбора отмечены в числе лучших материалов журнала "Кругозор". Песни "Да будет старт", "Азиатская песня".
    1967
    Вступает в КПСС. Пишет сценарий к документальному фильму "Тува - перекресток времен" (Свердловская киностудия). Написана "Песня альпинистов". Командировка в Монголию. Женитьба на Е.Ураловой, рождение дочери Анны.
    1968
    Снимается в фильме "Возмездие" (реж. А.Столпер, "Мосфильм") в роли генерала Захарова. Роль профессора Бегоунека в фильме "Красная палатка" (реж. М.Калатозов, "Мосфильм"-Видес-Чинематографика); песня в авторском исполнении. Пишет сценарий и текст песни к документальному фильму "Сентябрь в Туве" (Свердловская киностудия). Командировка в Италию на съемки фильма "Красная палатка". Почетная грамота ГКРТ за работу в журнале "Кругозор". Написал 11 песен, среди которых "Ботик".
    1969
    Съемки в фильмах "Рудольфио" (реж. Д.Асанова, "Ленфильм") в роли Рудольфа; эпизод и песня в фильме "Мой папа - капитан" (реж. В. Бычков, Центр.студия детских и юношеских фильмов им.М.Горького). Командировка в ГДР. Почетная грамота ЦК ВЛКСМ за работу на целине в составе выездной редакции Всесоюзного радио.
    1970
    Переходит на работу редактором сценарного отдела в ТО «Экран». Роль сценариста Степана Ивановича в фильме "Начало" (реж. Г.Панфилов, "Ленфильм"). Роль завуча Виктора Васильевича в фильме "Переступи порог" (реж. Р.Викторов, Центр.студия детских и юношеских фильмов им. М.Горького). Сценарий, текст, режиссура документального телефильма "Якутские портреты" (ЦТ, т/о "Экран"). Грамота ГКРТ. Написал "Сретенский двор", "Телефон", "Воскресенье в Москве", "Осенние дожди".
    1971
    Роль Саши в фильме "Ты и я" (реж. Л.Шепитько, "Мосфильм"). Съемки в фильмах: "Ночная смена" (реж. Л.Менакер, "Ленфильм"); "Белорусский вокзал" (реж. А.Смирнов, "Мосфильм"); "В Москве проездом" (реж. И.Гурин, Центр. студия детских и юношеских фильмов им. М.Горького). Тексты песен к телефильму "Масштабные ребята" (реж. М.Александрович и А.Зеленов, ЦТ, т/о "Экран"). Сценарии и тексты песен к документальным фильмам "Иду на огонь" и "Вахта на Каме" (ЦТ, т/о "Экран"). Поездка в Польшу в составе группы альпинистов спортобщества "Спартак". Песни "В Ялте ноябрь" и "Белый пароходик", дал около тридцати концертов в различных городах страны.
    1972
    Сценарии и тексты к документальным телефильмам "Спуститься с Чегета", "Улыбнитесь, пожалуйста", "У подножья великана", "Столица" (ЦТ, т/о "Экран"); к документальным фильмам "Сокровище Самотлора", "Причалы КамАЗа" (ЦСДФ). Песни "Три сосны", "Вересковый куст" и "Зайка"; дал 15 концертов.
    1973
    Роль Бормана в телефильме "Семнадцать мгновений весны" (реж. Т.Лиознова, Центр. студия детских и юношеских фильмов им. М.Горького). Сценарии, тексты документальных телефильмов "Приближение к небу", "Диалоги в Полоцке", "Весна на трассе" (ЦТ, т/о "Экран"). Песни "Цена жизни", "Милая моя", "Чукотка". 15 концертов в Москве, Сочи, Донецке и др. городах.
    1974
    Премьеры пьесс "Автоград-XXI" в соавторстве с М.Захаровым (реж. М.Захаров) и "В списках не значился" (реж. М.Захаров) в Московском театре им.Ленинского комсомола. Тексты песен к телефильму "Морские ворота" (реж. С. Тарасов, Рижская киностудия). Сценарии и тексты документальных телефильмов "Челюскинская эпопея", "Помнит Дунай" (ЦТ, т/о "Экран"). Командировка в Румынию на съемки фильма "Помнит Дунай". Написал восемь песен. Дал 15 концертов в различных городах страны.
    1975
    Роль Павлика в фильме "Дневник директора школы" (реж. Б.Фрумин, "Ленфильм"). Сценарии телефильмов "Весна приходит с севера", "В Павловском парке", "Вперед на Запад!" из цикла "Память о Великой войне" (ЦТ, т/о "Экран"). Песня для документального фильма "Я - гитара" ("Леннаучфильм"). Написал "Наполним музыкой сердца" и "Сигарета к сигарете". Дал 15 концертов в различных городах страны. Брак с Т.Лаврушиной (1975 – 1976).
    1976
    Сценарий и текст к документальному телефильму "Доктор" ( ЦТ, т/о "Экран"). Фильм удостоен премии "Гран-при" на Международном фестивале Красного Креста в г. Варне (Болгария). Принят в Союз кинематографистов СССР. Написал "Фанские горы", "Я вернулся". 70 концертов в столицах союзных республик и областных городах страны.
    1977
    Роль Юрасова в фильме "Миг удачи" (реж. В.Плоткин, Свердловская киностудия). Сценарии и тексты документальных телефильмов "Небо над головой", "Братск - вчера и завтра", "Год 1944-й" (из цикла "Наша биография"), "Надежность", "Машинист", "Небо над головой" (ЦТ, т/о "Экран"). Песни в авторском исполнении в кинофильме "Такая она, игра" (реж. Н.Малецкий, В.Попков, Студия им. А.Довженко). Принят в Союз журналистов СССР. Песни "Ходики", "Сорокалетье", "Манеж". Дал 50 концертов в различных городах страны. Брак с Н.Тихоновой.
    1978
    Текст песни к кинофильму "И ты увидишь небо" (реж. Г.Кузнецов, Свердловская киностудия). Сценарии и тексты документальных телефильмов "Хлеб легким не бывает", "Ухожу в запас", "Пограничники" (ЦТ, т/о "Экран"). Написал "Спартак" на Памире", "Многоголосье". Дал 60 концертов в городах Сибири, Поволжья и др. регионов страны.
    1979
    Сценарий, текст, песни в авторском исполнении и исполнение песен В.Берковского и С.Никитина в документальном телефильме "Мурманск-198" (ЦТ, т/о "Экран"). Фильм удостоен приза "Трезубец Нептуна" на кинофестивале "Человек и море" (Рига, 1981). Текст к документальному фильму "На полюс!" ("Центрнаучфильм"). Фильм удостоен "Гран-при" на международном кинофестивале в Сан-Винценте (Италия). Песни "Сон под пятницу" и "Обучаю играть на гитаре". Дал более 50-ти концертов. Московским клубом самодеятельной песни подготовлен сборник песен Ю.Визбора.
    1980
    Текст песни в соавторстве с Д.Сухаревым к кинофильму "Москва слезам не верит" (реж. В.Меньшов, "Мосфильм"). Сценарии и сопроводительные тексты к документальным телефильмам "Боевая готовность всегда" (из цикла "Несокрушимая и легендарная"), "Власть, открытая для всех", "Обгоняющие время", "Три богатыря", "Главный экзамен" (ЦТ, т/о "Экран"), тексты к документальным фильмам "Из истории олимпиад" и "Земля, улетаем надолго" ("Центрнаучфильм").
    1981
    Сценарий кинофильма "Год дракона" (реж. А.Ашимов и Цой Гук Ин, "Казахфильм"); Сценарии и тексты к документальным фильмам "Когда мне будет 35" ("Центрнаучфильм"), "Среди космических дорог - одна моя", "Отчего поет человек" (ЦТ, т/о "Экран"). Песни "Октябрь. Садовое кольцо", "Леди", "Спутники".
    1982
    Роль журналиста Одинцова в кинофильме "Нежность к ревущему зверю" (реж. В. Попов и С.Третьяков, Студия им. А.Довженко), песни в авторском исполнении. Сценарий и дикторский текст документального телефильма "Город под Полярной звездой" (ЦТ, т/о "Экран"); песни в авторском исполнении. Написал "Одинокий гитарист", "Работа", "Письмо". В августе перенес инфаркт миокарда.
    1983
    Написал четыре песни, в числе которых "Волейбол на Сретенке". В ноябре-декабре дал 13 концертов в Москве и Вильнюсе.
    1984
    Март – последняя песня Ю.Визбора "Цейская". Всего за 33 года написано более 250 песен и более пятидесяти песен на его стихи положено на музыку другими композиторами. С апреля тяжело болен (рак печени). 17 сентября – кончина Ю.Визбора. С 1974 по 1984 год пьеса "В списках не значился" была поставлена в 27 театрах страны. Московским клубом самодеятельной песни подготовлен и выпущен малым тиражом сборник 299 песен Ю.Визбора.

    Редакция А.Азарова, 
    июнь 2013 

     



     
    На главную     Наверх
    Разработка: AlexPetrov.ruCopyright © 2013  Vizbor80.ru